И дым отечества нам сладок…

2015-06-11-5 У ПАМЯТНИКА 1000-ЛЕТИЮ РОССИИ _ФОТО А.КОЧЕВНИКА_1381_Тема патриотизма – важная для наших граждан, а для учительства она особенно близка и актуальна. Постоянно обращается к этой теме в своей просветительской работе Российский Императорский Дом Романовых, который чутко реагирует на процессы, происходящие в России, ее обществе и образовании. Патриотизм русских людей ярко проявляется в войнах, в защите Отечества, а каково его значение в мирное время? Можно услышать мнение, что готовность к самопожертвованию – норма военного прошлого. Что человек в мирное время живет для себя, а не для Родины. Как на эти тенденции должна реагировать школа? Как она должна строить свою работу по воспитанию детей? На вопросы «Учительской газеты» любезно согласилась ответить Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна, уже выступавшая на наших страницах.

- Ваше Императорское Высочество, во время своих поездок по России приходилось ли вам общаться со школьниками? Обсуждали ли вы тему патриотизма? Может ли современная российская школа воспитать истинный дух патриотизма в ребенке?
- Патриотизм – это фактор духовности и созидательная сила. В его основе – любовь к Родине. Этим определяется его значение в воспитании будущих граждан государства.
Когда мы говорим о чистоте детских душ, на ум приходят основные образы чистоты – сосуд с прозрачной водой и белый лист бумаги.
Ребенок руководствуется чувствами в большей степени, чем разумом и соображениями выгоды. Его мысли и поступки прозрачны, понятны и просты. Всю жизнь в таком состоянии оставаться невозможно, иначе это уже превратится в инфантилизм и недоразвитость. Но взрослые, прежде всего родители и учителя, должны постараться, чтобы и по мере развития интеллекта и приобретения самостоятельности у человека сохранялась душевная чистота.
А это зависит от того, что мы сумеем написать на чистом листе, с которым можно сравнить детскую душу во втором смысле. Детские впечатления самые сильные. Даже если мы забываем какие-то события из детства, следы, оставленные ими в сознании и подсознании, чрезвычайно глубоки. Для ребенка слова и поступки взрослых являются примером для подражания. Если он видит противоречие между словами и делами, это уродует его нравственную природу, быть может, даже еще сильнее, чем однозначно плохое воспитание.
В воспитательном процессе очень многое зависит от личности педагога. Если он относится к своей профессии честно и добросовестно, то даже в самых неблагоприятных условиях сумеет донести до воспитанников не только знания, но и правильное отношение к жизни, представления о чести и достоинстве человеческой личности, патриотизм. А если самому учителю эта тема безразлична, то никакие указания сверху, никакая патриотическая риторика не помогут.
Учитель должен воспитывать прежде всего своим примером. Поэтому государственная политика в области образования обязательно должна иметь в качестве приоритета подготовку достойных и высококвалифицированных специалистов, видящих в педагогике свое призвание, способных распространить отеческие и материнские чувства на чужих детей, обладающих разносторонними знаниями, хорошей психологической подготовкой и, конечно, любовью к Родине.
В Российской империи в образовательной сфере имелись существенные и, как выяснилось впоследствии, фатальные упущения. В результате многие школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений превратились, по сути, в политических агитаторов, сеявших семена безверия, ненависти к государственной власти и даже откровенной аморальности. Такие типы описаны в нашей классической литературе. Они зачастую представляются карикатурными. Но результаты их деятельности, увы, стали реальными и весьма плачевными. Эта категория педагогов с детства убивала в душах людей веру, патриотизм, любовь и доверие, честь и уважение к закону, бережное отношение к наследию предков. И государство со всей его мощью в конечном итоге оказалось бессильным перед разрушением патриотического сознания.
Я встречаюсь со студентами и школьниками во время большинства моих визитов на Родину. Вижу, что у них есть неподдельный интерес к истории Отечества и любовь к нему. Их вопросы, адресованные мне, весьма часто связаны с обсуждением понятия патриотизма, определением критериев подлинности этого чувства. И я вижу, что в подавляющем большинстве случаев эти вопросы идут из сердец молодых людей, а не предписаны им организаторами встреч. Так что дух патриотизма в России жив. А значит, у нашей страны есть будущее.
- Как, на ваш взгляд, может проходить становление юного россиянина? Какие школьные предметы (история, обществознание, литература, география) могут содержать такой воспитательный элемент?
- Воспитательный элемент должен содержаться в преподавании всех без исключения предметов. В том числе и точных наук. Любой педагог должен вызывать уважение к себе. Это невозможно без его уважения к ученикам. В общении преподавателя и учащегося происходит не только постижение основ разных наук, но и обмен жизненным опытом.
Гуманитарные предметы содержат больше информации, связанной с моралью, поиском смысла жизни, эстетическими воззрениями. Но если и при изучении математики, геометрии, физики, химии, астрономии будет исключена нравственная составляющая, это приведет к печальным результатам. Постигая окружающий нас мир, мы должны понимать, что он дан нам не для циничного исчерпывания и растраты его ресурсов, а для разумного и ответственного освоения и благоустройства.
По моему глубокому убеждению, в школе нужно обязательно предоставить детям возможность ознакомиться с основами религии. Веру нельзя навязывать. Но дать первичные представления о ней необходимо. Потом каждый сам сделает выбор относительно своей религиозности или нерелигиозности. Однако если мы не дадим знания, мы лишим человека возможности сделать осознанный выбор.
Православие является не только исповеданием большинства верующих граждан России, но и основой всероссийской культуры. Поэтому знать о нем нужно, по крайней мере, с общей для всех россиян культурологической точки зрения. Для этого разработан курс основ православной культуры.
Обязательно нужно, чтобы с детских лет школьники знали и о других традиционных религиях России – исламе, буддизме, иудаизме. Если в школах будут проводиться уроки и встречи со священнослужителями разных конфессий, это подорвет почву фанатизма, псевдорелигиозного экстремизма и тому подобных пагубных явлений. Здесь, конечно, необходимы контроль государства и общества, законодательная база, методические указания. Такие уроки не должны быть принудительными, ни в коем случае не должны служить прозелитизму. Но при правильной постановке дела они создадут условия для большего взаимного уважения и понимания всеми, что Россия – наш общий дом, наша единая семья всех народов, независимо от вероисповедания.
- О чем учитель должен говорить с учениками, что это значит – прививать гражданские качества юному воспитаннику?
- Нужно постараться научить человека с детства постоянно прислушиваться к голосу своей совести, не делать другим того, чего не желаешь себе самому, понимать, что права и свободы нерасторжимо связаны с обязанностями и долгом, защищать собственные и уважать чужие права, честь и достоинство, понимать и беречь историческое, культурное и природное наследие своей страны, исполнять законы и соблюдать нравственные нормы, получать радость от добрых дел в отношении других людей, с благодарностью относиться к добру окружающих, не стыдиться попросить прощения в случае ошибки и не видеть слабость в способности прощать.
- Что должны знать школьники о династии Романовых в России?
- Основные факты о нашей династии вплетены в общее повествование об истории России, по крайней мере, начиная с XVII века. В современных учебниках вклад Дома Романовых освещен гораздо более объективно, чем в советских, где позволялось положительно отзываться только о Петре Великом. Всем другим государям тогда давалась негативная или пренебрежительная оценка. Их вклад в развитие страны отрицался или замалчивался. Сейчас дело обстоит гораздо лучше. Хотя встречаются и предвзятые мнения, и спорные утверждения. Но это нормально. Только в дискуссии мы приближаемся к истине. Глянцевые картинки зачастую способны лишь посеять недоверие.
Я никогда не призывала идеализировать дореволюционную историю. Постоянно подчеркиваю, что ее нужно изучать честно, не отрицая хорошее, но и не закрывая глаза на плохое. В противном случае смысл изучения истории будет утрачен. Мы не сможем провести правильный анализ, сделать выводы и извлечь уроки. А следовательно, рискуем повторить старые ошибки на новом этапе жизни нашей страны.
Однако мне хотелось бы, чтобы соотечественники с детских лет знали: Дом Романовых можно упрекнуть во многих грехах и ошибках, но единственное, в чем точно его упрекать несправедливо, – это в отсутствии любви к Родине. Во все времена наша династия рассматривала свое бытие в первую очередь как служение России, как защиту ее исконных идеалов, духовных и культурных ценностей, ее благосостояния.
- Вы много путешествуете по России. Что вы можете сказать о памятниках представителям рода Романовых в нашей стране?
- Многие памятники моим предкам и другим выдающимся деятелям России были, к сожалению, разрушены в послереволюционную эпоху. Некоторые сохранились. И мы видим, что это выдающиеся произведения скульптурного искусства, отражающие дух своих эпох, а значит, поддерживающие преемственность поколений, без чего невозможен патриотизм.
Кому ставить памятники, должны решать сами люди. Каждый исторический деятель в тех или иных обстоятельствах и в том или ином месте достоин какой-то формы увековечивания, в особенности если созданное им существует и продолжает приносить пользу людям. Это в равной степени относится и к дореволюционному, и к советскому, и к постсоветскому периодам.
А чтобы у людей не возникало желания, с одной стороны, ставить памятники явным палачам, «прославившимся» исключительно своими злодействами, а с другой – стремления разрушить или осквернить памятники тем, у кого есть реальные заслуги, нужно правильно и объективно их информировать. Иначе монументы и мемориальные доски утрачивают значение памятников, то есть символов, служащих закреплению исторической памяти и знаков некоей высшей исторической справедливости. И превращаются в средство политической борьбы, партийной агитации, а в конечном итоге – разжигания противостояния в обществе.
Что касается моих предков, я не считаю для себя правильным инициировать установку им памятников. Если соотечественники сами пожелают увековечить память того или иного государя или великого князя, я всегда этому рада. В то же время я призываю всех помнить, что главные памятники – не бронзовые и каменные монументы, а добрые дела, совершенные в память о почитаемых нами людях.

«Учительская газета», №51 от 20 декабря 2016 года